- Детерминизм
-
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ (от лат. determino — определяю) — принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следств. взаимосвязи явлений материального и духовного мира. Впервые обосновано П. С. Лапласом следующими постулатами: 1) всякое состояние Вселенной является причиной ее последующего состояния и однозначным следствием предшествующего, 2) если бы существовал всеобъемлющий ум, к-рый в едином мысленном акте смог бы охватить все силы, действующие в данный момент во Вселенной, координаты всех материальных частиц, то он смог бы, исходя из полного знания настоящего состояния Вселенной, однозначно описать ее прошлое состояние и предсказать будущее в любой момент времени. Д. противостоит индетерминизм, отрицающий наличие причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира, стимулом для которого в 20 в. явились крайности и неадекватности лапласовского Д., развитие генетики и квантовой механики, в к-рой состояние системы квантовомеханич. объектов в данный момент времени отнюдь нестрого однозначно определяет ее состояние в следующий момент. Альтернативой Д. и одновременно одной из его жестких форм явился телеологизм, восходящий к Аристотелю, и "предустановленная гармония" Г. Лейбница как детерминация всех явлений бытия конечной причиной или целью.
В совр. философии и науке признаются и анализируются более мягкие и разнообразные формы Д., учитывающие не только причинно-следственные, но и основывающиеся на функциональных, системных и др. взаимодействиях, имеющих в т. ч. и случайный характер, связи и влияния (по принципу И. Пригожина — "порядок из хаоса", т. н. статистический Д.).
Одной из наиб. влиятельных разновидностей всеобщего Д. является Д. социальный. В монистических доктринах позитивизма социальный Д. использовали односторонне, находя конечную причину то в среде, то в физиологии человека, то в росте населения, то в его психологии и т. п. В плюрализме признавалась самодетерминация всех элементов социального целого им самим же. Марксизм строился на т. н. экономич. Д. (Н. Бердяев), согласно к-рому обществ. бытие (способ произ-ва, экономич. отношений) в конечном итоге определяет обществ. сознание и идеологич. надстройку, в свою очередь оказывающие существ. влияние на формирование экономич. базиса. В противовес Марксу, М. Вебер выдвинул идею о роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Против социального Д. в нач. 20 в. активно выступили представители неокантианства, обвиняя его в механистичности, фатализме и натуралистич. редукционизме. "Железным законам", принципу естественно-историч. необходимости истории противопоставлялись свобода воли и смысл истории. С учетом этой критики неопозитивисты признали старый, прямолинейный социальный Д. "в сущности дела, ненаучным" (В. Бехтерев), противопоставив ему понятие функциональной и статистич. связи. Попытку примирить телеологию с социальным Д. предпринимал Е. Де Роберти. Под его влиянием П. Сорокин предложил считать материализм и идеализм, индетерминизм и детерминизм в равной степени относительными и дополняющими друг друга принципами. Сорокин утверждал, что после успеха социального Д. в течение двух последних веков следует ожидать падения его популярности и вытеснение его на какое-то время индетерминизмом.
Парадоксальное рассуждение о логически непротиворечивом сочетании идеи жесткой детерминированности будущего с идеей свободы воли человека содержится в ст. "О свободе" рус. философа 1-й пол. 20 в. Л. Карсавина. Люди творят свое будущее, но Бог от века (в вечности) видит, к чему это приведет — будущее для Него в силу Его провидения известно во всех подробностях, иначе говоря будущее дано и осуществлено с точки зрения вечности (Бога), а с точки зрения временности (параметр нашего, товарного, мира) оно свободно созидается.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.